Главная страница: Законодательство: Сбалансированность бюджетов

Сбалансированность бюджетов

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов может иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение доходов над расходами – профицит бюджета, либо превышение расходов над доходами – дефицит бюджета.

В случае профицита могут быть сокращены налоговые поступления в бюджеты. Выделяют понятие “первичный профицит”. Под первичным профицитом понимается превышение доходов бюджета над его расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга. В этом случае сумма расходов на обслуживание государственного долга превышает сумму дефицита бюджета.

В целях обеспечения сбалансированности бюджетов соответствующие представительные органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или наблюдается значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Он заключается в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи, к которым относятся заработная плата с учетом взносов на социальное страхование, фонд занятости населения, стипендии, государственные пособия и т.п.

При принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом об этом бюджете утверждаются источники его финансирования.

Источниками финансирования дефицита бюджета федерального правительства являются:

  • внутренние источники (кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в национальной валюте, государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ);
  • внешние источники (государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг, кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте).

Источниками финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ выступают:

  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъектов РФ;
  • бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; 
  • кредиты, полученные от кредитных организаций.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть:

  • муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
  • бюджетные суды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • кредиты, полученные от кредитных организаций.

Заимствование средств бюджетами разных уровней на различных финансовых рынках приводит к формированию соответственно государственного и муниципального долга. Государственный и муниципальный долг – это накопленная задолженность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащая погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов  Содержание и структура этих долгов определяется источниками финансирования и их удельным весом в соответствующем бюджете.

Внимание, если Вы хотите получить услугу бесплатная юридическая консультация, то заполните форму связи с интересующим вопросом.

Самым крупным заемщиком является федеральное правительство Российской Федерации.

Долговые обязательства федерального правительства подразделяются на краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (со сроком погашения от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (со сроком погашения от 5 до 30 лет). Они обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом (государственной казной).

Региональные и муниципальные органы исполнительной власти также могут  осуществлять внешние заимствования в соответствии со специальными указами президента и постановлениями правительства Российской федерации. Разрешение на размещение облигационных займов на внешних рынках получили органы исполнительной власти Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Республики Коми, Татарстана Ленинградской, Орловской, Самарской, Московской областей, Красноярского края и некоторые другие.

Право на внешние заимствование может быть предоставлено только тем органам региональной и муниципальной, исполнительной власти, которые не получают финансовых средств из других бюджетов.

В настоящее время действует единая система учета и регистрации государственных заимствований Российской Федерации. Субъекты РФ, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Минфине России, который ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ.

Наш проект поможет любому пользователю, который ищет юридические услуги в Москве.

Back to Top