Главная страница: Статьи: Правовой статус нации в современном социуме: Оформление славянофильства как идейного течения

Оформление славянофильства как идейного течения

Оформление славянофильства как идейного течения связано с тем периодом формирования нации, когда на первом плане все еще остаются признаки, интегрирующие нацию, но уже проявляется в ней социальное (классовое) размежевание.

Славянофильство сложилось за 20 лет до отмены в России крепостничества. Капиталистический Запад не представлял желаемой альтернативы крепостному праву: противоречия капитализма на ранних стадиях особо чувствительны для личности. Насущными и необходимыми были поиски путей развития страны, которые бы, с одной стороны, избавили ее от тормоза крепостничества, а с другой - от бедствий капитализма, Отличающиеся от западных черты экономической, государственной системы указывали, казалось, на возможность особого общественного переустройства, сочетающего в себе черты Востока и Запада. Невыявление исторических тенденций не позволяло определить истинные пути развития страны и порождало социальные утопии. По сути дела, предпринималась попытка определить направление социального развития через национально-специфическую определенность данного народа и государства. Аналогичные попытки отыскать  социальную  истину  в  национальной  истории предпринимаются у нас и сейчас. Правда, в наши дни больше любят говорить о национальной специфике, которая обусловливает применимость западных образцов в ограниченных пределах.

Немало  способствовало  формированию  такой  точки  зрения отождествление религиозного  и  национального сознания, часто встречающееся в работах по национальному вопросу и типичное для русской общественной мысли того периода. Быть русским означало быть православным. Такой подход связан с национально-консолидирующей ролью церкви в период становления данной этнической общности (это типично как для православия, так и для католицизма, и для ислама). Но как признак нации, принадлежность к одному вероисповеданию не была исторически продолжительной,  создавала трудности в  описании  сравнительных характеристик других наций и поэтому продолжает использоваться только при рассмотрении отдельных этнических общностей как частный признак.

Несомненным достоинством концепции славянофилов была попытка рассмотреть судьбу нации (разумеется, русской) в контексте мировой истории. Так, один из крупнейших представителей славянофильства И.Киреевский, в определенном смысле предвосхищая необходимость соотнесения  категорий «национальное», «межнациональное»  и «интернациональное», рассматривает идею национального на фоне универсального мирового исторического процесса. Гармоничное соотношение национального и интернационального, по мнению Киреевского, возможно путем отказа от обеих этих крайностей. Избежать крайностей - значит, синтезировать их лучшие стороны и отбросить худшие, воспринять западные формы жизни, но одухотворить их более высокими духовными началами, прежде всего, православными. Противоречие, таким образом, разрешится и для русской нации, дав ей перспективу исторического развития, и для западной цивилизации, уже разочаровавшейся в рационализме «государственной национальности». Взамен им Киреевский предлагал цельность чувства общности нации, ее духовно-религиозных, морально, эстетических, интеллектуальных ценностей, а, в конечном итоге, единство народа в его «национальном духе».

Идея о том, что в национальном личность удовлетворяет не только (и не столько) свои политические потребности, сколько потребности, связанные с личным самоутверждением как целостного индивида, таким образом, имеет определенную историческую традицию и в русской философии. Но если на Западе в данной традиции не было «прерыва постепенности», то у нас открытие этих «истин» сейчас как бы происходит заново.

По Данилевскому, история человечества есть последовательная смена нескольких культурно-исторических типов: египетского, китайского, астра­вавилонского, индийского, иранского, еврейского, греческого, римского, аравийского и, наконец, европейского. Культурно-исторический тип представляет собой целостный организм, подчиняющийся внутренним закономерностям развития, этапы которого те же, что и любого другого живого организма: рождение, расцвет, гибель (юридическая консультация). Соответственно, этапы называются древней, средней и новой цивилизацией, которую представляет какой-либо один народ. Каждый народ, отжив свой срок, уступает место более свежему и молодому,  а сам уже не может возродиться. Общество подчиняется закону всего живого: всему живому дается известная сумма жизни, с истощением которой оно должно умереть.

В свете идей Данилевского уже не столь неожиданными представляются взгляды Л. Гумилева, особенно его гипотезы пассионарных толчков и некрогенеза. Мы опять сталкиваемся с возвращением к проблеме, но на новом уровне научного осмысления. Во всяком случае, природные факторы становления и развития наций выступают как повторяющийся признак в разное время, у разных исследователей и в разных странах (см., например, работы К. Хофштеттера). Это заставляет отнестись к нему как к объективному атрибуту.

Данилевский интересен тем, что выводит признаки народа как культурно-исторического типа. Их пять:

  1. Племя — основание типа — имеет язык или группу языков.
  2. Народ или народы, входящие в культурно-исторический тип, пользуются политической независимостью.
  3. Начала цивилизации другому типу не передаются. Каждый тип вырабатывает их для себя при некотором влиянии предшествующих или современных цивилизаций. Это влияние носит характер чисто внешнего заимствования.
  4. Цивилизация достигает расцвета, когда расцвета достигают составляющие ее этнические элементы.
  5. Период роста цивилизации длителен, период расцвета короток и навсегда ее истощает.

По мнению Данилевского, природа сама провела линию от национальной самобытности к возможности трансляции культуры: это язык. Общечеловеческой цивилизации как таковой нет, она - недостижимый идеал, к которому стремится совместное развитие национальных типов. При этом взаимопроникновение культур все же существует, но доминирующими для каждого типа являются его собственные черты.

 

Наш проект поможет любому пользователю, который ищет юридические услуги в Москве.

Back to Top