Главная страница: Статьи: Правовой статус нации в современном социуме: Процесс формирования наций

Процесс формирования наций

Процесс формирования наций не мог не вызвать интеллектуального оживления и эмоционального всплеска среди исследователей и, естественно, новые явления в жизни своего народа ставились в центр рассмотрения, и их значение, чаще всего, абсолютизировалось. Примерно ту же картину мы наблюдаем сейчас, когда происходящие в нашей стране процессы связывают обычно с сугубо национальными историческими особенностями, видя причины этнических конфликтов в «ошибках», «извращениях» и т.п., присущих именно нашей стране. В начале XIX века понятия «фрустрированное национальное сознание» не существовало, нация зарождалась, все еще было впереди и понятен оптимизм тех, кто это светлое будущее связывал с «национальным духом» собственного народа.

Примеры подобного рода характерны и для русской общественной мысли первой половины XIX столетия. Типичной здесь является теория «официальной народности» (Шевырев, Погодин и др.), хотя собственно теорией ее назвать трудно — не было попыток как-то разобраться в том, что такое «народ», «нация», «национальные отношения», «национальное чувство» и т.п. Это была, скорее, одна из концепций течения общественной мысли, но весьма интересная.

Это течение интересно для нас тем, что в его контексте предпринята попытка выделить признаки нации - но собственной! - через черты национального характера - но своего! Здесь более ярко, чем в западных концепциях того же периода, представлен сравнительный анализ формирующихся наций. В то же время, исторический момент «перехода» народности в нацию не фиксировался, признаки, отличающие эти две исторические общности, не выделялись. Поэтому проблемы национальной определенности на этом уровне решены быть еще не могли. Основные понятия имели ценностный смысл, а попытка теории - ярко выраженную аксиологическую окраску.

Изучение процесса формирования нации, и, соответственно, генезис фундаментальных понятий шли примерно тем же путем, что и сам этот процесс: на первый план выступали задачи национальной консолидации и изнаки нации, которые более явно выполняли интегративные функции. Интересно, что сейчас проблема нации разрабатывается в том же ключе, но в других исторических условиях и с другой мотивацией: движущей силой выступает попытка противопоставить интегративным процессам общественного прогресса национально особенное как стабильные моменты бытия. Отсюда - опять поиски консолидирующих компонентов и признаков национальной самобытности. Как в первых попытках теоретического осмысления новых отношений, так и в современных попытках закрепления отношений устаревших, доминировали и доминируют мотивы единства нации. Разница в том, что первые попытки лишь весьма условно можно было назвать научными, тогда как сейчас в распоряжении исследователей - богатейший научный потенциал.

На заре формирования наций существовал один системообразующий фактор, вокруг которого и разворачивались теоретические изыскания (юридическая консультация). Этим системообразующим фактором был «дух народа», по Гегелю, «гений нации», (аналог современного национального самосознания, психического склада). Предпринимались попытки выявить механизм его влияния на развитие национальной культуры, политики, экономики. Защитниками концепции нации, основанной на понятии «духа нации» в России стали славянофилы.

Свою основную задачу они видели в формировании единого национального духа народа. Дело было не в том, что народ не имеет национального чувства или «духа», а в том, что, по их мнению, это национальное чувство народом не осознается. Долг осознавшей себя в качестве нации части народа, к которой славянофилы, прежде всего, относили себя, - сообщить народу это осознанное национальное чувство. Как видим, идея целенаправленного формирования национального самосознания присутствует в работах практически всех, кто считает его наличие основным признаком нации. И нам представляется, что эта идея содержит рациональное зерно. Мы уже говорили, что этническую определенность сознанию индивида придает приобщение к системе социально-культурных ценностей этноса, а без соответствующей роли воспитывающих групп интериоризация этой системы ценностей невозможна. Но славянофильству был чужд социологизаторский  подход  и  идея  целенаправленного формирования национального сознания представала в ином свете.

 

Наш проект поможет любому пользователю, который ищет юридические услуги в Москве.

Back to Top