Главная страница: Статьи: Правовые отношения в информационной сфере: Множественность правоотношений при реализации правовой охраны информации ограниченного доступа
Одной из наиболее острых проблем в правовом регулировании отношений в информационной сфере является проблема создания научно-обоснованной гармоничной систематизации правовых режимов информации.
Однако зачастую данная задача не находит должного решения в литературе. Например, Т.Петрова считает, что коммерческая тайна отличается от государственной, военной, медицинской, банковской, нотариальной, адвокатской и других тайн тем, что «...составляющие ее сведения относятся к коммерческой деятельности предпринимателя или организации и имеют соответствующую ценность (выделено нами - Д.О.)».
Если Вам понадобилась бесплатная юридическая консультация по своему правовому вопросу, то Вы можете задать его используя форму обратной связи.
В действительности же, если основываться только на этих двух признаках, невозможно отличить, скажем, банковскую (или аудиторскую) тайну от коммерческой тайны. И та, и другая имеет «соответствующую» ценность. И та, и другая связаны с деятельностью предпринимателя. Это еще раз говорит о том, что различия между правовыми режимами информации имеют фундаментальный характер и обусловлены юридической конструкцией соответствующего правоотношения.
По мнению М.Ю.Костенко: «Общим между налоговой и служебной тайной является то, что составляющая их информация признается необщедоступной»." На наш взгляд, этот подход методологически неверен, ибо необщедоступными являются все тайны без исключения.
Познавательную ценность при сопоставлении тайн может иметь лишь указание на признак, свойственный не всем, а лишь какой-то части тайн. Этим будет показано определенное сходство нескольких правовых режимов информации ограниченного доступа. Далее возможно выявить отличительные черты каждого конкретного вида тайны. Например, всю совокупность тайн возможно классифицировать на тайны-объекты и тайны-обязанности. Разумеется, что тайны, относимые к группе тайн-обязанностей, имеют сходные черты. Но в то же время, несмотря на сходство, тайны-обязанности различаются между собой: некоторые тайны-обязанности носят частноправовой характер, другие - напротив, публично-правовой.
Тайной-обязанностью, носящей публично-правовой характер, является служебная тайна-обязанность. Причем два этих признака (обязанность и публичность) являются существенными, определяющими уникальные функции и место служебной тайны-обязанности в системе прочих правовых режимов информации. Конечно, разновидности служебной тайны имеют свои особенности, но эти особенности не носят существенного характера, а лишь указывают на некоторую специфику конкретной служебной тайны-обязанности. Одной из специально выделяемых законом разновидностей служебной тайны-обязанности является налоговая тайна.
Причем сказанное выше никоим образом не исключает существование служебной тайны налогового органа, которая представляет собой тайну-объект и охраняется в интересах налогового органа (государства). Подобной служебной тайной-объектом налогового органа могут являться некоторые особенности охраны здания, где размещается налоговый орган, организации технической защиты информации и т.п.
Другим примером неудачной, на наш взгляд, характеристики соотношения между правовыми режимами информации, когда не в полной степени учитываются особенности соответствующих правоотношений, является характеристика коммерческой и служебной тайны. Анализируя статью 139 ГК РФ, В.А.Дозорцев пишет, что: «Понятия служебной и коммерческой тайны во многом различаются. Служебная тайна - это отношение между организацией и ее работником по поводу сведений, полученных в служебном порядке и относящихся к внутренней деятельности организации, ее результатам и ее внешним связям, когда работник не вправе сообщать соответствующие сведения третьим лицам».
Наш проект поможет любому пользователю, который ищет юридические услуги в Москве.