Главная страница: Статьи: Правовые отношения в информационной сфере: Информация и массовая информация

Информация и массовая информация

Проанализируем содержание правовой категории «реклама» в ее соотношении с такими понятиями, как «информация» и «массовая информация». В статье 2 Федерального закона «О рекламе» от 18 июля 1995 г.1 дается следующее определение: реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Если Вам понадобилась бесплатная юридическая консультация по своему правовому вопросу, то Вы можете задать его используя форму обратной связи.

Законодатель определяет рекламу через категорию «информация», кроме того, термину «реклама» равнозначен термин «рекламная информация». Тем самым законодатель указывает, что реклама представляет собой не что иное, как специальный вид информации. Определяя рекламу в качестве вида информации, законодатель указывает на признаки, характеризующие ее: информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях; то есть реклама может представлять собой сведения:

  • а) об определенном субъекте (физическом или юридическом лице) или
  • б) об определенном объекте (товаре, идее, начинании). Таков признак содержания, характеризующий информацию;
  • информация, предназначенная для неопределенного круга лиц, то есть реклама изначально создается с тем, чтобы распространяться среди максимально широкого круга лиц, который, как правило, не может быть заранее четко определен. Свойство предназначенности для неопределенного круга лиц позволяет считать рекламу разновидностью массовой информации;
  • информация, призванная формировать интерес к этим лицам, товарам, идеям и начинаниям, либо поддерживать такой интерес. На наш взгляд, эту характеристику рекламы допустимо обозначить в качестве функционального признака рекламы, функция которой, в качестве разновидности массовой информации заключается в формировании или поддержании соответствующего интереса;
  • информация, которая имеет своей конечной целью способствовать реализации товаров, идей и начинаний путем формирования интереса к ним или к определенным субъектам. Причем реклама может как иметь коммерческую направленность - способствовать реализации товара, так и не иметь таковой направленности. Применительно к ряду идей и начинаний реклама может не иметь коммерческой направленности, не способствуя извлечению прибыли рекламодателем. По этой причине в статье 18 Федерального закона «О рекламе» законодатель использует понятие «социальная реклама», служащей общественным и государственным интересам и направленной на достижение благотворительных целей, в связи с чем в социальной рекламе не должны упоминаться коммерческие организации, а также конкретные марки (модели, артикулы) их товаров, равно как и марки (модели,      артикулы) товаров, являющихся результатом предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.

Завершая краткий обзор основных категорий в сфере правового регулирования информации, следует сказать, что, категория «информация» (информация вообще) носит межотраслевой характер, поскольку обладает значением для различных отраслей как публичного, так и частного права.

Кроме того, некоторые правовые категории, представляющие собой особые виды информации, также носят межотраслевой характер, как скажем категория «тайна».

Наш проект поможет любому пользователю, который ищет юридические услуги в Москве.

Back to Top